Меню KDT

Блог руководителя

введите текст

Образованная страна

BILIM land

block2_eop.png?_=1495529263
<

ВЫБОР 2014

введите текст

Анализ реализации серии последовательных уроков внедрения изменений в практику преподавания и учения

 
    После  знакомства с основными принципами Программы и прохождения практики мой взгляд на процесс обучения и преподавания кардинально изменился. Действительно, в мире происходит  множество перемен  и это обуславливает то, что мы должны пересмотреть цели обучения и преподавания, соответственно совершенствовать методику преподавания.     Для себя я определила основным принципом в своей работе следующее: не просто передавать готовые знания учащимся, которые забываются или совсем  не пригодятся им в дальнейшем, в будущей жизни, а обеспечить условия для того, чтобы мои ученики более глубоко понимали английский язык, понимали для чего они изучают этот предмет и смогли в будущем применять все знания, «добытые» на уроке  в жизненных ситуациях, вне класса. Я пересмотрела свое отношение ко мнению каждого ученика на уроке- очень важно знать и принимать во внимание мысли и идеи, для более точного определения потребностей учащихся, не « подгонять» детей под какой- либо единый «стандарт». Понаблюдав за  учениками, можно сделать вывод о том, что каждый ребенок имеет определенные способности: одни с легкостью составляют и инсценируют диалоги на заданную тему, другим - нравится работать в группе, создавая постеры, диаграммы с последующей защитой, третьи- предпочитают индивидуальную работу. Важно учитывать  при работе особенности каждого ребенка, а его мнение, на мой взгляд является, в какой то степени, показателем успешности процесса  обучения и преподавания. Принимая во внимание мнения учеников, я анализирую, определяю прошел ли урок успешно, какие плюсы и минусы можно выделить. Так же это способствует выбору методов устранения недочетов.
   Для того, чтобы на каждом  уроке была успешно достигнута цель, чтобы урок прошел плодотворно, обязательным условием является основательная, тщательная подготовка. Выбор методов и приемов, интеграция модулей Программы, рациональное распределение времени на каждом этапе урока, разработка раздаточного материала- изменили, увеличили  временные затраты на этапе подготовки  к уроку во время практики. Одним из результатов моей работы  в период  прохождения курсов явилось то, что я научилась составлять среднесрочное планирование. Изначально, возникали трудности, так как прежде, чем составить среднесрочное планирование мне нужно было определить насколько хорошо я знаю своих учеников, комфортно ли они чувствуют себя  на моем  уроке инайти ответы на многие другие возникающие вопросы. При создании ССП, я старалась внедрить все 7 модулей. Процесс подбора методик  и приемов для реализации  7 модулей оказался не сложным. Большинство из них мне знакомы со скамьи университета, где изучала методику преподавания английского языка, базируясь на методической литературе университета Кембридж. Кроме того имела опыт работы в творческой группе учителей LessonStudy,организованной в нашей школе опытным педагогом, прошедшим курсы по Программе 2 уровня. Одной из наиболее важных видов работы на каждом уроке- является групповая работа. Данная форма деятельности была продумана с учетом возрастных особенностей учащихся, способности к  самоорганизации. В результате распределение по группам прошло по принципу « Три цвета», групповая работа осуществилась по плану, запланированные результаты были получены. Диалог, целью которого было развитие навыка говорения и отработка новой лексики запланирован с опорой на аудио и видео- материал- хороший и понятный  инструмент на уроке английского языка. Принимая во внимание интересы детей, их возможности, знания я решила развивать навык критического мышления учеников посредством таких приемов, как «Fishbone», «Лото», « Мозговой штурм», в ходе проведения которого дети  анализировали ситуацию, задавая друг другу вопросы. Важно отметить,  что ребята старались самостоятельно найти ответ на возникающие  вопросы, советуясь друг с другом и с участниками других групп. Данный факт считаю, небольшим прогрессом, на пути развития навыка критического мышления. Ранее, по окончанию урока,  практически каждый ученик получал оценку за работу на уроке, поэтому для учеников было новым, что оценивание их работы осуществилось с помощью смайлов, « Дерева успеха». Учащиеся активно обсуждали  критерии оценивания отдельных заданий , далее старались следовать установленным совместно  критериям. Суммативное  оценивание для учащихся прошло в знакомой и привычной для ребят форме-Quiz,  не вызывало  вопросов и прошло успешно. На всех четырех уроках формы оценивания были разнообразными.  Так,  можно сделать вывод, что  выбор форм оценивания- формативного и суммативного сделан правильно.
   Ранее, до прохождения курсов, на каждый урок я ставила несколько целей, подразделяя их. Таким образом, результат достижения - минимальный. Приняв во внимание то, что цель на уроке должна быть одна,  реально достижимая, учитывая  требования SMART, я разработала реальные цели, которые вполне понятны ученикам. А в конце урока, подводя итог, ученики могли высказать свое мнение по поводу того, была ли достигнута ими цель.
   За разработанные и проведенные 4 урока учащиеся научились сравнивать и обобщать, выделять главную нужную для них информацию, научились оценивать  свою деятельность и деятельность своих одноклассников по разработанным критериям, расширили свой лексический запас. Тем самым  я старалась развивать критическое  мышление у ребят .        Внедрение модуля ИКТ ( демонстрация  презентации  и видеосюжет)  помогло детям определить,  как правильно вести себя в реальной жизненной ситуации. Вместе с тем,  ребятам удалось  представить себя в роли учителя и выполнить организационную работу. После инсценирования диалога  ребята смогут  в жизненной ситуации без особых трудностей поддержать беседу по пройденной теме, в том числе, если окажутся в англоговорящей среде.  На уроках осваивали навык саморегуляции, планировали свои действия,  самостоятельно выбирали задания и способы работы.
    Для подготовки  своих уроков  я использовала дополнительные ресурсы- информацию с интернет сайтов, методическую литературу, справочники, словарь.
    Все методы и приемы, которые были применены на уроках оказались достаточно успешными и заинтересовали учащихся. Трудностей на уроках, я практически не испытывала, скорее, наоборот, получила огромное удовольствие от работы с детьми, и удовлетворение от того, что весь класс за исключением одного ученика  разместил на дереве оранжевый стикер, означающий « Доволен всей работой». Исходя из приобретенного опыта, выслушав мнения детей после урока, беседуя с ними в обстановке вне урока,  я решила, что моим ученикам интересно выполнение всех заданий, которые подразумевают активное участие, движение детей на уроке, те задание, в которых ребенок может высказать свое мнение и дать оценку. К примеру, «Brainstorming», дидактическая игра « Лото», игра «Bingo», «Catchthemistake», оценивание работы на уроке с помощью смайлов- думаю, эти приемы станут одними из постоянно используемых мной на практике. На этапе планирование, главным образом, я поменяю  подход к постановке цели и каждый раз  при разработке цели урока, буду обращаться к технологии SMART.Наряду с этим буду применять систему  критериального оценивания.
     Анализ реализации процесса коучинга и менторинга, эффективность внедрения изменений.
    Этап практики « коучинг», можно сказать, завершился успешно. Я провела беседу среди коллег с целью выявления потребностей  и это позволило мне определить тему для проведенного мной коучинг-занятия. Считаю, что тема коучинга « Создание положительной  атмосферы на уроке  с учетом возрастных особенностей  учащихся» абсолютно актуальна и  значима для всех учителей нашей школы без исключения , т.к. комфортная среда на уроке  в первую очередь является условием  создания позитивных  эмоций. Неоспорим тот факт, что чувствуя себя комфортно  на уроке у учащихся появляется больше возможностей  в раскрытиитворческого потенциала. Комфортная атмосфера  на уроке приведет к более успешному овладению знаниями. На мой взгляд, по причине того, что  я не использовала информацию  об обучении взрослых,  и тот факт, что ранее мне не приходилось выступать в роли организатора  такого вида  работы, в  коучинге иногда  присутствовали  элементы урока. Цель коучинга была определена  следующей- совершенствовать способность устанавливать  положительную  психологическую атмосферу с учетом возрастных особенностей. По результатам обратной связи, которую я получила от участников, ответов на вопросы  в течение  коучинг-занятия, можно сделать вывод, что цель  достигнута. Для учителей данное занятие полезно тем, что приобретены и расширены знания по данной теме. Коллеги познакомились с новой формой приветствия « Здравствуйте», которую впоследствии можно использовать на своих уроках, особенно понравился прием деления на группы по принципу-« найди пару» и решение вполне возможных в реальной жизни ситуациях, которые могут произойти на уроке и перед ним. Тем самым используя все эти виды деятельности для достижения поставленной цели.  Моя роль на коучинге была  схожа с ролью учителя на уроке. Мне показалось, что я чересчур активно участвовала и подробно комментировала каждый пункт. В следующий раз я постараюсь только « направлять» коллег. Хотелось бы отметить, что упражнения, подобранные  мной, принесли ожидаемый успех и коллеги высказали мнение, что так же будут использовать их и в своей практике. Свое мнение они отразили  при заполнении обратной связи.
    Теперь на своих коучингах в обязательном порядке я буду использовать такие упражнения, как психологический настрой в начале занятия, определение состояния  владения знаниями по теме с помощью инструмента «Градусник», деление на группы, а так же форму предложенной мной рефлексии в форме заполнения таблицы с вопросами, потому что данные формы работы помогли в достижении цели. Однако, предусмотренное  мной упражнение « Ассоциации»,в ходе выполнения которого участники должны были самостоятельно определить тему коучинга, оказалось не столь успешным. Коллеги подобрали слова на каждую букву слова, но не смогли четко  сформулировать тему занятия. Но меня очень порадовало активное участие, обсуждение  коллег, это придает уверенность и энтузиазм. Я смогла управлять процессом коучинга, во время задать наводящие вопросы, но из-под моего контроля вышел тайм-менеджмент. При проведении следующего занятия я буду более основательно подходить  к распределению времени. Для себя я уяснила, что коучинг- это очень продуктивная форма работы. Опыт проведения коучинга научил меня тому, что лучше запоминаются те знания, та информация, которая обсуждается и прорабатывается  в группе, интереснее,  увлекательнее  и продуктивнее.Подготовка к коучингу требует изучения множества рекомендаций, методической литературы Много полезной информации содержится на сайте  http://worldtutors.ru, а так же я пользовалась литературой издательства NIS.
Еще одним важным этапом является процесс менторинга. Для проведения менторской встречи мной был выбрана коллега- учитель казахского языка, так как у нее достаточно небольшой опыт работы. Кроме того с данной коллегой мы имеем доброжелательные, дружеские  отношения. В ходе беседы  мы выяснили имеющиеся проблемы, интересующие  менти вопросы-  педагог без труда указал на них. При составлении плана менторских встреч особых трудностей не возникало, потому что я знала, этот  учитель будет заинтересован и имеет много свободного времени, интересуется новыми идеями  в педагогике. Думаю, работа с менти не ограничится рамками данного плана-будет продолжаться. Менти  изначально без особых трудностей смогла донести информацию об имеющихся у нее затруднениях, интересующих ее вопросах. Сразу поддержала идею сотрудничества и хорошие взаимоотношения  помогли в улучшении практики менти о чем свидетельствует обратная связь, предоставленная учителем по окончанию менторской встречи.
 
   Менти проявила инициативность,  поэтому каждый этап плана выполнен без особых  затруднений.  Наиболее удачным оказалось составление плана урока менти, подбор приемов и методов. Учитель хорошо знает особенности, интересы и возможности каждого ребенка- это значительно облегчило выполнение задач  данного этапа. Затруднительным оказался момент постановки цели урока. Учитель, предоставила мне свое поурочное планирование. Изучив, просмотрев его, я сделала вывод, что  педагог на своих уроках ставила слишком обширные цели, которые в рамках одного занятия вряд ли могут быть достигнуты. Коллеге пришлось приводить доводы и объяснять, что цель на уроке- должна быть одна, но достижимая. Еще одним  затруднительным моментом встречи был пункт  по критериальному оцениванию.  До проведения нашей встречи учитель не применяла на своих уроках оценивание по критериям и  тем более не составляла критерии оценивания совместно с учениками. Теперь на уроках казахского языка и литературы широко применяется критериальное оценивание. Поработав вместе, оказав консультирование коллеги, посетив урок менти я пришла к выводу, что  менторинг- действенный способ оказания поддержки в преподавании и профессиональном росте коллег. Положительный настрой, оптимистичность, благоприятное отношение, стремление совершенствовать свою практику – позволит нам продолжить сотрудничество в дальнейшем. Подводя итог по работе с менти, я могу сделать вывод о том, что я научилась оказывать поддержку коллегам, консультировать, слышать и понимать, определять потребности   и в соответствии с этим подбирать правильные методы работы. Хотелось бы отметить, что мне понравилось направлять коллегу и делиться новыми впечатлениями и идеями, вдохновлять и получать позитивные эмоции наряду с подопечным. Хотела бы я взять себе этого учителя на постоянный менторинг? Думаю, что, да. Скорее я бы постаралась провести такую работу, чтобы этот человек смог стать наставником и помощником  кому то другому.
    Анализ реализации процесса планирования работы педагогического сообщества  школы и эффективность  внедрения изменений.  Следующим шагом в моей практической деятельности была работа по организации сетевого сообщества в нашей школе. Ранее в своей практике, я уже состояла и работала в группе учителей сетевого сообщества. Этот опыт несколько облегчил деятельность в данном направлении. В наше небольшое сообщество входит учитель казахского языка, физики, английского языка и учитель информатики. Большим преимуществом  является то, что 3 учителя прошли  курсы по  Программе  3 уровня. Когда я обратилась ним с предложением и  они охотно согласились принять участие, сотрудничать, так как с этими коллегами у нас складываются доверительные отношения. В своем сетевом сообществе я ставлю цельповышение профессиональной компетенции педагогов. Сложно сказать за какой период мы полностью достигнем этой цели, но первые шаги уже предприняты и наблюдая большой энтузиазм коллег, я уверенна, что функционирование сообщества не ограничится периодом прохождения моей практики, мы продолжим работу. Считаю,  что успешность работы сетевого сообщества зависит от нескольких факторов: во- первых в команде должны состоять действительно заинтересованные, ответственные, прогрессивные педагоги, стремящиеся к профессиональному развитию, личностному росту, небезразличные к обучению детей, любящих свою работу.Во- вторых, все члены группы принимают участие в работе абсолютно на добровольной основе. В- третьих, план работы и все мероприятия должны быть четко продуманы, сформулированы и направлены на достижение цели. Начало деятельности сообщества  обозначается встречей с коллегами  с целью определения потребностей. Основанием уделения  особого внимания  именно возрастным особенностям учащихся послужили результаты беседы с учителями на первой встрече. Соответственно самое  большое место заняла тема возрастных особенностей учащихся. Когда я планировала работу сетевого сообщества, я предусматривала консультирование с преподавателями университета. К сожалению, ввиду нагрузки, отсутствия времени, мне не удалось реализовать эту идею. Данная задача  подлежит решению в рамках предложений по расширению нашего сетевого сообщества, и в ближайшем будущем, думаю, мне удасться, все-таки  получить консультации, и, возможно, рекомендации преподавателей университета. Обязанности в сообществе были распределены инициативно, то есть по желанию самих участников. Главным моим помощником стал учитель физики. Коллеги активно участвовали в обсуждении, делясь своим опытом, к примеру в составлении среднесрочного планирования.Так же помогали в организации коучинга, предоставляли обратную связь по окончанию каждого проведенного вида деятельности. Коллеги, приобретя  новую информацию, познакомившись с новыми методами и приемами уже с первых дней начали внедрять их, хоть и частично, в свою практику. Считаю это положительным результатом нашей совместной работы. В работе сообщества я опробировала такие виды деятельности как семинар, коучинг, беседа, менторинг. Каждый из видов работы принес свои результаты, на основе которых можно сделать выводы. Наиболее эффективной  и вызвавшей положительные отзывы коллег формой работы оказался коучинг. Фото рефлексии с коучинга. Запланированные мной упражнения принесли свои результаты- мне удалось определить основные потребности коллег и впоследствии оказать, мои коллеги знают больше о возрастных особенностях детей и умеют создать благоприятную атмосферу на уроке, знают какие приемы и методы им в этом помогут. Работа в сообществе научила совместно искать ответы на возникающие вопросы, сплочила. Принимая во внимание полученный опыт,все приемущества и недостатки, я планирую повторить проделать такую работу еще раз.  Изменится план нашей деятельности, возможно я  буду стараться привлечь больше учителей в нашу команду. В следующий раз я предложу учителям самим проводить  и быть ответственными за определенные мероприятия, а так же осветить результаты нашей общей работы, размещая их , к примеру, в каком-нибудь педагогическом журнале.Для меня работа в сообществе- хороший опыт в примерении на  себя позиции лидера, даже в столь небольших масштабах, думаю мне это удастся. А для коллег работа в сообществе будет способствовать повышению профессиональной компетенции и самореализации.Я не думаю,  что при работе или плланировании что то пойдет с трудом, единственной проблемой, с которой  мы можем столкнуться,  считаю,  недостаток времени. В моих планах на будущее есть много идей, как  продолжить работу в данном направлении. Первое, чего бы мне хотелось добиться, это расширение рамок деятельности нашего сообщества- сначала мы будем привлекать « кустовые школы», проводить тренинги, определять проблемы, возникающие  у коллег, устраивать коучинг-сессии с целью поддержки коллег. Затем можно будет привлечь учителей других школ района. Во-вторых, в будущем, если предоставиться такая возможность, осуществить выездной семинар или тренинг. А для того, чтобы выявить «проблемные» темы можно будет провести анкетирование учителей- выслать  на e-mail каждой школы анкеты и попросить заполнить их, чтобы иметь представление  о той или иной интересующей теме, не ограничиваясь рамками только нашей школы. Планов и идей по продолжению этой работы очень много, надеюсь их осуществление будет интересным, полезным, систематическим, работа сложится продуктивно и принесет положительные результаты.
 
Учитель английского языка
ЮлияАнацкая

Посмотреть новость на сайте учреждения

Вернуться к списку новостей

Комментарии


Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь